Единый славянский календарь Родноверов содержит в себе сведения о Родноверческих Праздниках каждого месяца в течение календарного года.
В нём устранена разница в датах праздничных дней, которая существовала ранее, и приняты единые даты, согласованные с представителями родноверческих общин.
Сечень (январь):
01 Новый год. 9-ый день после Коляды. Единственный славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в славянских государствах – это Новый год (01.01).
06 Водосвятие (Яр-Дана, Турицы Зимние). Отмечается 6.01. Праздник посвящён Богине Дане и Туру, сыну Велеса и Мокоши, покровителю игрищ, веселья, гаданья, пляса, буйности и страсти.
14 Вещая седмица. День волхвов. Духовные проводники по просьбе людей смотрят на то, что на роду написано.
20 Ведание. Гадание на будущее, обращение волхвов к Иномирью. Волхвы творят святые таинства. Праздник проводится только Духовными проводниками.
Лютень (февраль):
02 Громница, Стреча. Отмечается 2.02. «Громницей» называется единственный день зимой, когда можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы его зовут «Свjетло».
11 Велесов день. Велесов День (День Велеса, День Власия) – славянский праздник 11 февраля, посвященный Богу Велесу в ипостаси покровителя домашнего скота. Вхождение в сонцекрестное духовное и телесное очищение.
24 Будник (Обретение гнёзд). Птиц зазывают из Ирия. Пекут обрядовые пряники.
Березень (март):
01 Заклички (Весенний Стрибог). Проводят обряд закличек Весны (богини Живы). Призывание птиц из Ирия.
10 Жаворонки. Второе закликание Весны.
15 Строгое 9-дневное очищение души и тела (март)
18 Навский Великдень. Почитание великих Предков, Прадедов и Прабабушек.
21 Яры годы (Новолетие). День побеждает ночь.
24 Комоедица (Ярилин День, Ярило Красный, Великдень Дажбожий). Через три дня после того, как Солнце-дитя стал Солнцем-юношей. Славление весеннего Солнца.
25 Открытие Сварги. Волочильное. Прославление Весны. Запрет на всякую работу.
Кветень (апрель):
08 Змеев день. Ящер. Почтение Велесового потустороннего мира.
22.04 – 10.05 Красная Гора (Красная горка). Круг праздников с Лельника до Русальиного Великдня (Дня Земли).
22 Лельник. День Богини девической любви – Лели. Наш, славянский, «женский день».
23 Ярило Буйный (Вешний). Почтение весеннего Солнца. Освящение воды, колодцев. Юноша Ярило-Солнце наполняет траву силой Неба, люди выгоняют скот пастись, проходит обряд «отмыкания земли».
30 Радуница (Тризница) Ночь поминовения Богов и Предков.
30 Живин день. В ночь с 30.04 на 01.05 начинается праздник – Живин день. Женщины, взяв мётлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти.
Травень (май):
02 Жива. Ярилица. Богиня Жива сходит в Явь дабы породить плоды богатые. 40-й день от захода Божича. Освящение всходов.
10 День Земли (Русальный день, Русальин Великдень. Зильник). Почитание русалок. На юге Руси — собирание целебных трав. Купель на травах. На севере Руси — День Земли.
15 Весенние Деды. За 40 дней до Купалы. Души Предков сходят в Явь, супруги зовут души дабы они воплотились в их потомках. Вхождение в солнцекресное духовное и телесное очищение.
31.05-06.06. Русалии (Русальи). Буйство природы. В эти дни русалки выходят на сушу и при свете Месяца водят хороводы, празднуют свои свадьбы, пляшут и поют.
Червень (июнь):
01 Шума. Дажбог ходить по земле и наполняет все сущее своими силами.
05 Семик (Ярило). Подготовка к Купальским святкам. Праздник Огня. В начале червня природа радует глаз буйством красок. 5.06 Ярило открывает небо, и зелёные травы наливаются волшебной силой.
06 Окончание Русалий.
16-24 Строгое 9-дневное очищение души и тела (июнь)
21 Купальский зачин. Летнее солнцестояние. Подготовка к празднику, волховские обряды.
23 Ночь на Купалу. Возжигание Священного Купальского огня, купание, сочетание пар.
24 Купала (Купало). Рождество летнего Солнца. С утра освящение воды, криниц, сбор лекарских трав. На третий день после летнего солнцестояния, когда солнце-юноша становится солнцем-мужем.
20 Перунов день. Славления возле старых дубов — священных Перуновых деревьев. Ритуальные обеды. Освящение воды «перуновыми топориками», плетение дубовых венков и возложение их на головы мужчинам для крепости и здоровья.
26 Чур. Паликопа. Обряды на соединение огня земного с огнем небесным, роды читают славления и гимны о сохранении коп жита-пшеницы. Появление в лучах утреннего Солнца или восход звезды Сириус.
Серпень (август):
01 Спасовка (Первый Спас). Благодарение Роду Всебогу и Родным Богам за урожай. Освящение мака, цветов, источников и криниц.
07 Спожинки (Второй Спас). Освящение меда, яблок, груш и иных садовых даров.
18 Хорояр. (Третий Спас). Освящение и потребление жертвенного каравая из нового зерна, благодарение Дажбога за щедрые дары, урожай. Освящение зерна для посева озимых.
31 Постриги. День Священного Огня-Защитника. Вечернее возжигание семейного огнища, поминовение погибших Витязей родной земли. Воинские посвящения.
Вересень (сентябрь):
08 Рожаница. Начало Бабьего лета. Почитание жён и матерей. Праздник Рода и Рожаниц, посвящённый убранному урожаю и связанному с этим семейному благополучию.
14 Ирий. (Сдвиженье). Закрытие Сварги, земля сдвигается с лета на зиму. Проводы птиц в Ирий, славления Предкам. Начало строгого 9-дневного очищения души и тела.
26 Праздник Урожая, Радогощь (Овсень, Световид, Таусень). Рождество осеннего Солнца. На третий день от осеннего равноденствия, когда солнце-муж становится солнцем-старцем.
Жёлтень (октябрь):
01 Покров Матери-Земли. Земля покрывается на зиму. Макошь засыпает до Стретенья.
28 Мокошь. В ближайшую к 28.10 пятницу славяне отмечают праздник Мокоши. Природа застыла в ожидании прихода зимы. Женщины готовятся к предстоящим работам зимними вечерами.
28.10-3.11 Сварожки (Сварожьи святки).
Листопад (ноябрь):
01 Сварогов День. Почитание Сварога, как небесного кузнеца, сотворителя всего сущего и хранителя семейных союзов.
08 Дый. В общинах проводят священные состояния. Всебог Род открывает ведающим людям тайны и осеняет озарениями.
15 Марин День. Родные Боги покидают Явь до Коляды, природа замирает. За 40 дней до Коляды. Начало рождественского очищения души и тела.
21 День Богини Смерти Марены. Устанавливается премерзкая погода: моросит дождь, идёт мокрый снег, дует холодный ветер, слякоть. На зачине не …
24 Свято Доли. Молодежные вечерки, девичьи гадания.
04 Веста. Почетание Зори, которая символизирует взаимодействие светлых и темных сил.
06 Мороз. Праздник Мороза, Бога зимы, снега и холода. Мороз покровитель всех зимних занятий, которые проходят вне дома. Так как он сын … Обрядовые обеды. Дарение детям подарков.
16 Начало строгого 9-дневного очищения души и тела
21 Корочун. Зимнее солнцестояние. Изучение колядок. Самая долгая ночь в году. Торжество Чернобога и Марены. Зачин проводят жрецы Чернобога.
22 Коляда. 22.12 рождается Солнце-младенец Хорс (Хорс означает круглый, от «хоро» — круг, отсюда русское хорошо — «солнечно», хоровод). После обеда - Свято Рода Всевышнего, прародителя всего сущего. Женатые дети несут вечерю родителям.
25 Почитание Великой Матери Лады - Праматери Света Белого. На следующий день начинаются Святки, которые будут длится 12 дней.…
31 Щедрец. Последний день святок (31.12) — Он, знаменит своими щедровками и праздничным пиром.
Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной
Громница (Громницы) – один из старинных славянских святодней Кологода, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы. Подобные праздники встречали по всей Европе, суть их была одна и различными были лишь названия - Громница, День Бригитты, Имболк, Луперкалия, Кандола, Кендлмас и т.д. Это лишний раз подтверждает, что подобный праздник восходит к времени индоевропейского единства, когда предки народов индоевропейской (арийской) языковой семьи (славян, балтов, германцев, кельтов, индусов, иранцев и др.) были одним пра-народом.
Отмечается Громница в первых числах лютня (февраля) и знаменует время Великого Перелома, начало конца владычества Марены над миром Яви. С введением христианства большинство языческих праздников было подменены или слиты с христианскими, что и произошло с Громницей. Этот древний праздник в христианской традиции называется Сретением господним, ныне отмечаемый 2 февраля католиками, православными - 15 февраля, имеет несомненно языческое происхождение и явную связь с культом Перуна-Громовника.
Считается, что в этот день, единственный за всю зиму, можно услышать раскаты грома, когда Зима-Морена дает первый бой юной Весне. Происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом, потому в этот праздник славят Громовержца Перуна и Богиню Громовницу. У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине - Паляницей. Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. Существует также в русской традиции и имя Молоньица, так Царица-Молоньица (жена Царя-Огня) упоминается в сказке "Кузьма Скоробогатый". А в Велесовой книге (даже если говорить о ней, как о Литературном художественном источнике) говорится: «Летит во Сварге Перуница и несёт рог славы, чтобы его испили мы до дна. А поле наше должны мы с вами отобрать у наших у врагов (…) И павшему на поле битвы Перуница даёт воды живой отпить. И выпьет он её и пойдёт во Сваргу на коне белом».
Перуница – это волевая, сильная сторона женского начала. Во многих песнях и сказках упоминаются образы женщин-богатырш (Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша), другое их название Девы-поляницы (паляницы). Эти девы бились наравне с мужчинами своего племени и нередко одерживали верх - иногда силой, а иногда ворожбой и хитростью. Само название, возможно, берет свое начало от слова "поле" - поле битвы, поле брани.
Перуница - первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, супруга (в различных версиях). Здесь можно провести параллель с древнегреческой богиней-Афиной, Дева-Воительница, дочь Громовика-Зевса, порожденной самим Зевсом из своей гОловы, его ипостась в женском обличии, независимая сильная личность.
Спустя века сложно определить, кого именно почитали больше в этот день Громовника или Богиню-Громовницу, но громовые раскаты или ярая молния в начале зимнего месяца говорят сами за себя: - что почиталось божество Грома. А, кто именно оказывал противборство хладным силам тьмы Перун или Паляница сути праздника не меняет.
Громница – один из праздников, который справляли не шумно, в кругу семьи. Лишь в некоторых районах России отмечают традиции праздничных гуляний в этот день и описывают лишь гуляния молодежи по улице с песнями, без вечерних посиделок и праздничных игр.
В Громницу вспоминают славянских Богинь Лёлю-Весну и Морену-Зиму, а ещё Перуна, Бога Грома, и его супругу, Диву Додолу, Богиню Небесной Влаги, которую иногда называют и Богиней Молний.
Согласно славянским мифам, в этот день впервые встречаются Богиня Весны Лёля и её сестра Богиня Зимы Морена. Зима ещё не отступает, но уже чувствуется, что конец её близок. Иногда говорят, что на Громницу зима борется с весной: от того, кто победит, зависит, скоро ли придёт лето и тёплым ли оно будет.
Праздник Громница называется так потому, что 2 февраля можно впервые услышать гром и увидеть сверкание молний. По поверьям, это Перун, Бог-Громовник, направляет свои молнии, чтобы помочь весне. В других мифах вместо Перуна упоминают его жену Диву Додолу, Перуницу, Богиню Грозы. Мы считаем, что верно в этот праздник мужчинам и юношам обращаться к Перуну, женщинам и девушкам – к Диве Додоле.
Но вернёмся к Богине. У южных славян эту Богиню зовут Громовицей. На Украине бытует ещё одно Имя — Паляница (так же называют ритуальный хлеб, что хозяйки пекут в честь особых праздников). Во многих песнях и сказах — это образ Дивчины-Воительницы.
Перуница — это волевая, сильная сторона Женского начала. История древних славян знает женщин-богатырш, их так и звали — девы-поляницы (паляницы). Это название, вероятно, происходит от слова «поле» — ведь сражения проходили на просторных открытых полях, ср. выражения: «поле битвы», «поле брани». Эти девы бились против врагов наравне с мужчинами своего племени, что вызывало удивление и восторг чужеземцев.
Традиция подчёркивает девственность Перуницы, Она — именно Девушка-Воин, дочь Перуна, Его первейшая помощница и соратница. Здесь можно провести параллель с древнегреческой традицией.
Афина — Дева-Воительница, дочь Громовика-Зевса. Причём, не просто - дочка: Зевс самостоятельно породил Её из Своей головы. Таким образом, Она — часть Его сущности, Его «Женская анима», «Зевс в платье». Независимая сильная женщина, идущая своим путём. И это знаменует не только силу, но и храбрость, и острый разум. Афина — ещё и Покровительница мудрости, Она часто изображалась с совою — символом этого достоинства. Atheneum — «храм Афины» — так с античности до сего дня называют «святилища мудрости» — библиотеки, музеи, научные учреждения. Атрибутом Афины является копьё — скорее всего, символ молнии. Дева Перуница также изображается с золотым «громовым» копьём.
Ещё одна параллель традиций наблюдается с кельтами. 1 лютеня/февраля они празднуют Имболк — древний языческий праздник, сохранившийся в кельтском двоеверии как «день святой Бригиты». До того, как стать христианской «святой», Бригита была кельтской Богиней, Покровительницей поэзии и ремёсел (как и Афина), а особенно — кузнечного дела. А уж эта стезя во все времена и во всех мифологиях связана с Огнём, а равно с Громовыми Божествами.
У славян, проживающих в относительно тёплом климате (Украина и южнее), со дня Перуницы начинаются закликания Весны. В условиях средней полосы России это делается позже.
Первые заклички бывают на Сороки — 9 березня/марта. Громница — значимый день для женской волошбы. Особенно для дев, которые на данном этапе ценят Силу и Волю, идут стезёй Перуницы. Это - наилучший день для свершения важных шагов.
Громничная свеча
Праздник Громницы наиболее известен обычаем изготавливать в это время и заговаривать громничные свечи. Громничную свечу делают из лучшего воска, который заранее оставляют к празднику.
Есть разные обряды изготовления громничной свечи и представления о том, как она должна выглядеть.
Первый обряд: большая свеча, изготовленная хозяином дома. Такую свечу в день Громницы делает глава семьи. Такая свеча обязательно должна быть большой, часто высотой с десять ладоней. Эту свечу мужчина зажигает на капище и приносит в жилье. Если капища нет, свечу зажигают на домашнем алтаре в красном углу.
Свечу не оставляют догорать - с ней обходят жилье, двор, обносят свечу вокруг домочадцев, после чего свечу тушат и хранят на алтаре, зажигая по праздникам.
Второй обряд: девичья Громничная свеча «косичка». Такие свечи делают женщины из тонких маканых свечек, свивая их между собой в косичку. В этом случае громничных свечей может быть несколько, но все они обязательно заговариваются в праздник Громницы. Громничная свеча может быть изготовлена заранее перед праздником. Как правило, её делают в ближайшую субботу перед Громницей, а в сам день праздника только освящают.
Обряды праздника Громница
Кроме зажжения громничной свечи известны такие обряды праздника:
Первые Заклички Весны. На Громницу весну закликают тихо, участвуют в этом только девушки и дети. Пока что песни-заклички поют чуть слышно, только у себя на дворе, когда рядом нет других людей.
Обряд «продажи ребенка» для его счастья и здоровья. Мать ребенка зовет знахарку, которая символически выкупает ребенка. Младенца передают знахарке через окно, а после она возвращает ребенка со словами «Живи на мое счастье». Деньги, полученные за «продажу» ребенка, тратят на покупку свечей.
Приметы на Громницу
На Громницу капель — в весну раннюю верь, если метель разгуляется, долго будет погода метельная, до конца месяца.
На Громницу капель — урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет.
Метель на Громницу зерно разметает (значит, грозит неурожайным годом).
Славянскому Сретению/Громнице соответствует древнекельтский Имболк (от imb-volk — «ливень») — праздник поворота зимы на весну, время очистительных обрядов (омовений). При римлянах Имболк отмечался в февральские календы (1 февраля). Древние кельты отмечали его в конце третьего Лунного месяца после Самайна и тринадцатого месяца, который добавляли в календарь каждый третий Солнечно-Лунный год.
Род – славянский Бог, Создатель Мира и Отец первого поколения светлых богов (боги-отцы), Причина всех Причин, Основатель и Сущность мироздания. Это живая мысль, творящая и створяющая, бесконечная в пространстве и времени.
Славяне считали, что изначально Род находился внутри Мирового Яйца, некоей пространственно-временной единице, лежащей за пределами Бытия. Хотя, строго говоря, до Рода никакого Бытия и не было. И Небытия тоже не было. Все сущее, свет и тьму создал Род. «Родил», как говорили наши предки - отсюда и происходит имя этого великого Бога.
Единый Бог Род создал мир таким, каким мы его знаем. Он создал небо, землю, горы и реки. Населил все это животными, рыбами и насекомыми. Род поделил мир на три части: Правь (мир, в котором жили его дети-боги), Явь (наземный мир, который заселили животные, а затем и люди) и Навь (мир мертвых, в котором по некоторым вариантам трактовки древних легенд располагалось Пекельное царство, оплот тьмы).
Род посадил Мировое Древо (Дуб), который кроной своей обуял вышний мир, стволом своим пронизал мир земной, а корнями ушел глубоко в мир подземный.
Из дыхания Рода появилась богиня любви Лада, которая в своем земном воплощении (птица Сва) летала по миру и доносила до всего живого волю Рода.
Во время творения мира также появились пра-богини Доля и Недоля, которые позже вместе с Макошью будут плести нити божественных и человеческих судеб (по другой версии Доля и Недоля были рождены богами гораздо позже).
Все было хорошо в мире, но как-то неупорядоченно, ведь некому было следить за законами этого мира. И тогда Единый Бог Род создал Сварога, великого бога-кузнеца, сковавшего стальные цепи, связывающие между собой все элементы мироздания. Так в мир пришла упорядоченность, а Род мог спокойно отдыхать на изнанке Вселенной. Сварог, таким образом, будучи первым и единственным сыном Рода, довершил его творение.
Также вместе со славянским богом Родом иногда упоминаются некие женские божества – Рожаницы. Некоторые исследователи полагают, что под Рожаницами можно понимать богинь Ладу и Лелю, а, возможно, и Живу.
Рода наши предки почитали издревле. Этот Бог считался прародителем всего: Бытия и Небытия, он один воплощал в себе весь многообразный и разноплановый мир. Именем Рода славяне называли наименьшие структурные единицы своего общества – роды. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, народ, родители, родственники. Кстати слово «урод» у славян означало вовсе не то, что мы привыкли под ним подразумевать. Урод – означало "первенец", первый ребенок в роду, человек, стоящий у истока рода. А, человека глупого и страшного славяне называли "выродок".
Роду кумиров никогда не ставили, так как Род не имеет обличия, ведь он есть Все Сущее. Фактически, Род – это древнейший архетип единого и бессмертного в пространстве и времени Творца, создавшего весь обитаемый мир от земли до звезд.
Одним из самых ожидаемых и веселых праздников в году для древних славян был весенний славянский праздник длившейся десять дней, начиная с 20 – 30 мая и назывался он "Грудие росное". Также он имел и другое название "Неделя Рода".
Как расшифровывается название праздника?
По данным исследователей культурологов дословная расшифровка праздника – "Капли росы", так как «грудие» означает "капля", а дополнительное слово дает понять точную суть. К примеру, «градные груды» - это дробинки града, а «грудие росное» — это капли росы, но без каких-либо вспомогательных слов «грудие» расшифровывается как простые капли дождя. Многие исследователи считают, что "грудие росное" означают "капли дождя". Ведь именно дождь для наших предков был залогом плодородия и хорошего урожая, и именно это в течение всех дней просили жрецы у богов.
Что такое - Неделя Рода?
Представьте себе тёплые майские дни, радость от того, что вновь природа подарила нам свою молодую силу, надежда на щедрое на плоды лето и богатый урожай по осени. Конечно, и время трудов. В мае некогда скучать, нужно многое успеть сделать, но находится время и для праздничных обрядов, в которых обращаются люди к Родным Богам, просят их о помощи, о хорошей погоде, о плодородных дождях для будущего урожая.
Молодёжь веселится, гуляет, стремясь поделиться своей юной силой с зёрнами, которые нынче брошены в землю. Вспоминают и ушедших дедов да благодарят их за переданные знания и умения, за опыт, за то, что они сохранили плодородные поля для своих детей и внуков. Вот, что за праздник – Неделя Рода!